Провокативка – это что-то!

Впервые я услышала о ней во время учебы в Московском институте психоанализа, где в 2022 году меня ждет защита диплома по курсу консультативной психологии. И от этого потрясающего факта я уже сейчас испытываю соответствующий мандраж.

Смотрела видео сессий с основоположником провокативной терапии Фрэнком Фарелли на youtube, прошла небольшой курс по ней.

Со стороны такие сессии часто кажутся стёбом над клиентом, вгоняют его в краску. Клиент довольно часто плачет. Вернее, скажем так, всплакнет, сдерживаясь, о чем-то глубоко внутреннем. И через некоторое время словно бы вдруг перед ним открывается его проблема с той ее стороны, которая и позволяет ее решить.

Потому что на самом деле, скажу по секрету, — проблемы нет.

Есть наше отношение к тому или иному факту нашей жизни или поступкам окружающих.

Факт сам по себе говорит только о том, что он есть. Например, сейчас ночь. Или – с улицы слышен звук мотора автомобиля. Или – ребенок получил двойку. Всё это факты.

Но даже пока мы их слышим, или читаем, или представляем в своей голове, на нас обрушивается поток мыслей и чувств по отношению к этим фактам:

  1. Ночь, ё-моё, а я опять не могу выспаться, а завтра ж на работу, буду, как сова-сплюшка, кофе не поможет, начальник завалит всякой дребеденью, надоело, может, сегодня притвориться больным и прогулять, нет, премии лишат, и буду я бедным и несчастным, тогда с девушкой ресторан со всеми вытекающими накрылся, меня такого никто не будет любить… (А мы помним, что всего-навсего – на дворе ночь).
  2. Слышен звук мотора авто. Как же громко, и как им не стыдно, люди спят, дети спят, так-вас-растак, перестрелять бы всех, вот до чего страну довели… (Но мы помним: всего лишь работает мотор, чтобы машина вот-вот уехала).
  3. У ребенка опять двойка. Балбес, дебил, лентяй, лоботряс, безответственный, неблагодарный, раздолбай, ничего из него не выйдет, он себя погубил, можно ставить на нем крест…(А ведь это только двойка, пусть и не одна).

Факты – это то, про что каждый из нас со всеми его субъективными «тараканами» может сказать однозначно, что оно – действительно есть, проявляясь объективно. А что касается вышеперечисленного списка – это часто невыносимое наше отношение к разнообразным фактам действительности. Отношение, которое, не имея объективных критериев, насколько субъективно, настолько же и мучительно для нас.

Люблю сравнения с фильмами и мультфильмами. Так вот в этом случае подошло бы сравнение с ситуацией в мультике «39 попугаев» (приведу своими словами, без цитат):

-Куча – это сколько?

-Куча – это много.

-А сколько? Пять бананов – это куча?

-Нет.

-А семь?

-Нет?

-А сколько же это – куча?

Вот так и нам порой кажется, что вот это – неуважение (не дотягивает до нашего понимания «кучи уважения», это – нелюбовь (тоже не дотягивает), это – оскорбление (а это – слишком переполняет «кучу оскорблений»), это – крик (а человек, может, просто так громко говорит, это его привычка).

И часто такие вот отношения и заставляют нас страдать, но отнюдь не сами факты жизни как таковые.

Еще пример: мало денег – это сколько?

Вот Шуре Балаганову, если не ошибаюсь, для счастливой жизни нужно было что-то около пятидесяти рублей, а Остапу Бендеру – намного больше.

А для вас мало и много денег – это сколько?

Такое упражнение из провокативной терапии – разбор деталей, разъяснение смысла понятий, характеризующих наше отношение, очень помогает увидеть, что проблемы, по сути, нет.

Этим упражнением полезно заниматься самостоятельно, раскручивая детали произошедшего, ситуации, спрашивая – а что это для меня.

Вдогонку можно делать веселое упражнение «плохо-хорошо», причем приветствуются нестандартные, даже безумные, парадоксальные решения и пояснения, например:

-ребенок получил двойку, это плохо, потому что он теперь не сдаст экзамен,

-не сдаст экзамен – это хорошо, потому что тогда он не пойдет в 10 класс ненавистной ему школы, и так почувствует себя хотя б немножечко счастливей,

-не пойдет в 10 класс – это плохо, не поступить в институт, в армию пойдет,

-в армию – это хорошо, станет настоящим мужиком,

-станет настоящим мужиком – это плохо, будет грубым, жестким мужланом, не найдет себе нормальную жену,

-не найдет себе девушку – это хорошо, сейчас такие девицы, что уж лучше жить одному,

-жить одному плохо, некому в старости будет стакан воды подать,

-некому воды подать – это хорошо, будет сам крутиться стараться изо всех сил, чтобы такое пережить, друзей будет настоящих искать и заводить…

И так далее, насколько хватит терпения.

Цель подобных упражнений в провокативке – расшевелить мозг, поколебать шаблоны, которыми мы привыкли думать, и от которых – страдать. В самом деле, при чём тут двойки в школе, когда Эйнштейн был троечником, а еще одного великого математика старинных времен (запамятовала фамилию, наверное, Гаусс) учитель математики порол розгами. А что творил Марк Твен? Почитайте его рассказ о первом заработанном долларе.

И разве для человечества в целом и для индивида в отдельности не лучше быть счастливым дворником, чем несчастным нобелевским лауреатом?

Но – это только мое отношение к профессиям)))

Не в силах больше думать по привычным шаблонам, когда их так раскачивают, мозг любого человека начинает искать новые решения. И, конечно, находит!

А как вы справляетесь со своими проблемами?

Пишите в комментариях. А мне пока остается лишь заранее извиниться за то, что сайт молодой, и потому возможны сбои, задержки с ответами или с размещением их на сайт.

Как говорится: «Я не волшебник (и пока еще не психолог))) – я только учусь».

И вам того желаю, мои дорогие!

  1. Очень весело провокативке и расставанию со своими проблемами и проблемками учат вот здесь:
    https://gutsaliuk.online/protrening
    https://vk.com/gucaluk

    И — да, это реклама!!! Бесплатная — от всей моей души!
    Ибо — проверено на себе. Ставлю @ОТК@

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.