Наши дети часто страдают в своем коллективе оттого, что нет близких друзей. Еще хуже, когда начинается буллинг.
Часто такое положение возникает из-за непохожести ребенка на своих одноклассников.
Есть в нем что-то такое, что выделяет его из толпы. И если он при этом не ее лидер, то всё остальное она не прощает.
Тем не менее, есть дети, которые независимы и уважаемы в любом коллективе.
Как им это удается?
Кто-то, возможно, отличник, и перед ним заискивают, чтоб дал при случае списать.
Кто-то спортсмен, силен, и такого больше боятся, чем уважают.
Но как помочь не стать чужим среди своих ребенку, который ничем особым не выделяется, и в то же время – ни на кого не похож?

1. Станьте другом своему ребенку
А как иначе? Ведь если он не знает, никогда не чувствовал, что такое дружба – он просто не знает, как это – дружить.
Чтоб дружить – надо ребенка при этом любить. Такого, какой он есть, а не как вы задумывали.
Если вы его шпыняете за каждую провинность, унижаете – о какой дружбе и любви речь?
Вспомните известный анекдот про «и эти люди запрещают мне ковырять в носу», посмотритесь в зеркало – вы всегда такой/такая, как задумывалось, как мама с папой хотели?
Нет?
Вот и ваш ребенок не такой. И не за что его в этом винить.
А вам, если не нравится в «своей тарелке» – ну, сходите к психологу по отношениям, разберетесь.
2. Дружу – значит, уважаю.
Это проистекает из первого. Невозможно не уважать того, с кем дружишь.
Не за что уважать ребенка?
А вы поищите.
Может, просто на первый взгляд не видно. Или не видно именно вам, но видно соседям, бабушкам-дедушкам, учителям, самому ребенку.
СпросИте. Запишите. Проанализируйте.
К психологу, опять же, сходите, он может подсказать, где искать.
3. Подскажите ребенку, как себя вести, обучите его.
Тут важна определенная «натасканность», тренировка навыка, чтоб весь внешний негатив — «как с гуся вода». Ну, или горохом об стенку))
Приведу один пример, который превратился почти в притчу, хотя это абсолютно реальная история.
Малыш лет 5 раскачивается на качелях на детской площадке.
День, и довольно безлюдно во время прогулки.
Мама мальчика сидит рядом на скамейке.
На площадке появляется другой мальчик, постарше, лет 8.
Идет вразвалочку, как хозяин, подходит к качелькам.
А малыш невозмутимо продолжает раскачиваться и раскачался уже довольно высоко – долетает до горизонтали.
Старший мальчик презрительно ему говорит:
-Ну, чё, слабо те с такой высоты спрыгнуть, залЮсишь стопудово.
А 5-летний спокойно так и жестко отвечает:
-Когда Я САМ захочу, тогда и спрыгну.
И столько силы и мощи в этих взрослых словах мелкого мальчишки, что его маму почти пробивает на слезу.
«Он же его уничтожил, раздавил, просто по стенке размазал», — думает она про старшего пацана.
Лицо этого старшего мальчика вытягивается – ему нечего больше сказать. Он, действительно, морально уничтожен и, как побитый пес, отправляется восвояси.
Пятилетка продолжает спокойно и размеренно качаться.
Можно обыгрывать подобные ситуации со своими детьми, придумывать их вместе, научаясь тому, как стоит и не стоит отвечать, как поступать, чтобы тебя зауважали и слушали. Или, по крайней мере, чтобы отстали со своими претензиями.
Например, в среде подростков может быть часто отвержение одного из сверстников из-за того, что он носит не те модные вещи, которые носят другие, не те гаджеты, в силу отсутствия в семье достаточных средств.
Как правило (на скажу, что всегда), у такого подростка при этом формируется позиция жертвы и нищеброда («я не могу себе этого позволить, значит, я хуже них», и тогда – «я их ненавижу, потому что они богаче, успешнее меня», или – а, может, и одновременно: «я – нищеброд, и ничего хорошего не достоин»).
А это – прямой путь к неврозу.
Но ведь и в этой ситуации можно поступить по аналогии с тем пятилеткой, который «отбрил» старшака у качелек.
Высмеять привязанность к дорогим брендам, показать свой осознанный выбор более дешевых вещей («зачем платить больше?»).
Голову выше держать, выпрямлять собственную спину, ведь ты никому из них ничего не должен. Должен – только себе.
Важно не унизить чужое человеческое достоинство (иначе – тоже могут не простить), но четко и спокойно показать своё.
На память приходит еще одна история. О курении подростков.
Весь класс закурил, а один – не стал.
Над ним насмехались – лох.
А он, примерно, как тот пятилетка: «Я сам решаю, когда и что мне делать, курить или не курить».
Золотое правило.
Причем – не только для детей.
Согласны?
Буду рада другим примерам в комментариях о том, как вы и ваши дети вписываются в коллектив.
(фото сгенерированы в Шедеврум)